Нижегородская писательская организация Союза писателей России

ОТ МАТЕРИ К ДОЧЕРИ

<

Поэтические династии в нижегородской поэзии

Вообщ,е это не частое явление в отечественной культуре – настоящие литературные династии. Но в Нижнем Новгороде случилось дважды, когда матери передавали свой поэтический талант дочерям. Так, последовательницей Лигии Лопуховой стала Ирина Дементьева, а Эльвиры Бочковой – Галина Таланова. Но я давно хотел сказать доброе слово в память о Лопуховой, напомнить о её стихах, к сожалению (и не заслуженно), подзабытых в последнее время.

Сейчас вспомнился мне разговор с Лигией Петровной во время одной из встреч в нашем Союзе писателей в самом начале 90-х. Мы сидели рядом, и я напомнил поэту о её давней книжке стихов, где на обложке была изображена юная стройная девушка, в романтическом, мечтательном порыве устремлённая куда-то в будущее. «Наверно, художник точно уловил ваше душевное состояние в юности?» Лигия Петровна доброжелательно улыбнулась, и сказала, как отрезала: «Этот образ совершенно не соответствует моему характеру. Я совсем другая». И это правда.

Родившись в декабре 1930 года, с трёх лет оставшись без отца, Лопухова позже в биографических заметках признавалась, что «пионерия и комсомол стали главными вехами в становлении её характера». Добавлю от себя – характера крепкого, неподдающегося, откровенно изображённого ей в стихотворении «Женственность»: «Я росла угловатой, ершистой девчонкой/ и грозою мальчишек, на суд очень скорой./Время было такое, когда утонченность/и изнеженность смертным считались позором./Мы убежища рыли. И в сохи впрягались./В деревнях на картошку платьишки меняли./Мы кололи дрова. Над бельем надрывались./И коней госпитальных в ночное гоняли…/Время много взвалило на детские плечи./Разве все перечислишь: война есть война./Где уж тут хлопотать об особице девичьей,/Что так ласково женственностью названа»...

В то жёсткое время, лишившее девчонок её поколения детства, поэт возвращается в своих стихах постоянно. Многое хочется процитировать. Однако вернусь к окончанию стихотворения «Женственность».

Так случилось, что всё, о чём мы тосковали,

что копилось и зрело в душе потаённо, –

мы своим дочерям полной мерой отдали.

Мы им женственность дали и…

                                                            Незащищённость.

 

Действительно, стихи Ирины Дементьевой несоизмеримо мягче, женственнее, что ли. Для неё встают другие проблемы в жизни, иные переживания. Ирина в общении человек внимательный, интеллигентный, и в суждениях своих не резка, а вдумчива. В её строках преобладают сострадание и истовый материнский инстинкт, переплавляемый самоотречением в чистое золото безграничной любви: «Ни креста, ни поклона/Положить не умею./Золотой талисман/На груди не ношу./Этой/Косноязычной молитвой своею/Я – не знаю кого? – /Прошу:/Сохрани и спаси малыша моего,/От невзгод – головушку белую…/Я во имя него,/Во Имя Его – /Верую…»

Однако и в стихах Дементьевой, когда к этому появляется повод, звучат такие убеждённость и непреклонность, что понимаешь – более никакие компромиссы не возможны. И тут выявляется полное созвучие её стихов со стихами матери: «Нет, не кумир, не бог отныне,/И не учебник на столе –/Моя последняя святыня/На этой скорченной земле./Моя последняя надежда/В наш слабо просвещённый век/На то, что хамам и невеждой/Быть перестанет человек…/Кто не «от точки и до точки»,/Но лишь страницу прочитал,/Кто не забудет эти строчки:/«…И милость к падшим призывал…» –/ Тот, может быть, поймёт однажды,/Некстати пожалев врага,/ЧТО в жизни – важно,/Что – неважно,/И чем она нам дорога…»

Мы должны благодарить судьбу, что она продолжает одаривать наш город истинными поэтами.

Валерий СДОБНЯКОВ

Журнал «Столица Нижний» № 3 (36), 2016 г.

© 2012, Нижегородская писательская организация Союза писателей России

Top Desktop version