Нижегородская писательская организация Союза писателей России

ЗАМЕТКИ ХУДОЖНИКА

<

Русские художники

Владимир ЗАНОГА

Нижний Новгород

Владимир Иванович Занога. Родился в 1953 г. Окончил Горьковское художественное училище. Член Союза художников России. Постоянный участник выставок. Живёт в Нижнем Новгороде.

 

 

Парусные пленэры

 

Нам песни парусов нужны!

Ну, с Богом! Снова мы дружны.

Друзья-яхтсмены и просто путешественники настойчиво просили меня рассказать о наших походах под парусами по Волге, Каме, морям-водохранилищам, озёрам-морям типа Онежское и арктическому Белому морю. Взял с собой гитару и флешку с картинами, написанными в путешествиях по водным просторам, учитывая, что в зале, где состоится дружеская встреча, на трехметровом экране можно проецировать репродукции с картин. В таком русле и происходила встреча: на экране сменялись изображения пейзажей, тематических картин, шёл рассказ и исполнялись авторские песни, родившиеся по мотивам наших походов и музыкально-стихотворные аннотации к некоторым работам.

Все наши парусные походы начинались от нашего гениально поставленного и талантливо выстроенного города.

Град на слиянии великих рек…

Град Нижний Новгород вовек

Твой лик в сиянии чудесен,

Твой взор уходит в поднебесье…

Храни тебя грядущий век!

Первоначально парусные путешествия совершались на крейсерской яхте «Нефертити» – истинной красавице, созданной энтузиастами и умельцами кустарным способом, но с умом: в классическом стиле с набором матч и парусов, идеально подходящих к такому размеру судна. Как и все яхты такого типа она была килевая и, хотя шверт был подвижный и его можно было поднять и опустить, но близко подойти к берегу было нельзя. Необходимо было встать на якорь на безопасном расстоянии и достаточной глубине от берега, спустить «тузик» – маленькую лодчонку и доплыть до желанного материка. Организатор дальних плаваний – более 2000 км на Север до Белого моря и столько же на Юг до Каспийского моря, он же и бессменный наш капитан Храмов Михаил давно замыслил приобрести парусный катамаран устойчивый, с малой осадкой, с возможностью заходить в малые реки и безопасно подходить к берегу. В 2007 году после изучения многочисленных вариантов Михаил выбрал парусный катамаран в Тольятти, и во второй половине октября мы совершили перегон его в Нижний Новгород. Осенние берега были необыкновенной красоты, особенно высокие правые склоны, как бурые медведи, лежащие на гобеленных берегах. Благо, этюдник всегда беру с собой, и охры, умбры пошли в работу.

Вернёмся в осень – цвет заката,

Обогащённые судьбой.

Друзья, этюды, фото, даты:

Всё это мой багаж и твой.

После прописки катамарана в Н. Новгороде и проведённого ремонта возник вопрос о названии, флаге и песне-гимне нашего парусника. По просьбе тольяттинского строителя этого судна и яхтсмена Евгения Сидорова оставили прежнее название «Мартин», благо, ассоциация со сказочным гусем-путешественником нас устраивала, ведь мы не гонщики, а путешественники и первый куплет органично созрел:

Наш парусник «Мартин», как гусь перелётный,

По рекам летает, морями бежит.

На юг и на север, восток или запад

Наш курс переменно лежит.

Уже в 2008 г. совершается грандиозное путешествие до Соловецкого архипелага на Белом море, куда до нас своим ходом ещё никто не доходил. Однако в тот год у нас ещё не было современных навигаторов и эхолотов, в нашем распоряжении карты и лоции рек, Онежского оз. и Белого моря 70-х годов прошлого века. Пограничники Беломорска на выходе в Белое море при виде нашего «судёнышка», – это для Волги мы солидный корабль: 10 м длинна, 5 м ширина, 14 м от воды грот-мачта – не желая нести за нас ответственность в случае трагического исхода, т.к. до Соловков 85 км по открытому морю и постоянные штормы, придумали компромисс: нам дали разрешение на выход в Белое море, но до ближайшего селения на берегу. В 22 часа вышли в море и двинулись к Соловецкому архипелагу. Ночью немного затих беломорский ветер и мы, а нас всего-то осталось трое, для безопасности не ложась спать, вместе стояли на вахте. С хорошо наполненными парусами с небольшими приключениями к 7.30 ч. подошли к Соловкам.

Поднимем грот-парус, мы стаксель расправим,

По лоции выберем правильный путь.

Компас нам поможет, бинокль направит,

Нас Ангел-Хранитель поддержит чуть-чуть.

            Пришвартовались к известному «Тамарину причалу», который удачно для нас оборудовали к «Соловецкой регате», и мы неожиданно вписались в праздник соловецких парусов.

Этюды на Соловках, да и вообще на севере – особая история. Погода меняется быстро, уже по пути к Белому морю у нас родилась поговорка: «день в майке, день в фуфайке». На Соловках не раз попадал впросак: уходил на этюд для экономии веса снаряжения в лёгкой одежде, вдруг налетал с Арктики лютый ветер, холодало на 10-15 градусов и… дрожишь как «осиновый лист», ведь начатый этюд бросать – это как бы профессиональное предательство, тем более, в таких колоритных местах. Запомнились встреча с московским коллегой-художником Сергеем Нечитайло и организованная им рыбалка с борта нашего катамарана на соловецкую сельдь. Свежепойманную рыбу посыпали солью и в кают-компании за скромно-праздничным столом, благо, созрел мой день рождения, а накануне – нашего капитана, в качестве закуски селёдочка очень пригодилась. К нам присоединились петербургские журналисты. Они приехали на фотосъёмку белухи. Вместе пели дружеской компанией песни и романсы.

Напишем этюды, рыбёшки наловим,

Споём под гитару наш гимн и романс.

Душевные струны на дружбу настроим,

Спасибо судьбе за счастливый аванс.

Каждую весну катамаран расправляет свои могучие плечи, готовит корпус и крылья-паруса к новым открытиям и испытаниям, потому что вернётся он только через 4 месяца, потом ещё до конца навигации будет ходить в нижегородских пределах: Дудин монастырь, Павлово, Макарьевский монастырь.

Весна раскрасит нам одежды,

Откроют реки дальний путь.

Наш «Мартин» обретёт надежду,

Ему до снега не уснуть

Волга… Волга! Главная река, по которой начинаются наши парусно-творческие походы, и через неё мы выходим на другие реки, моря рукотворные и истинные, озёра – равные по размерам и коварности морям, и в малые реки. По берегам Волги располагаются города, сёла и монастыри, которые в истории нашего Отечества сыграли ведущую роль и как духовные оплоты и как политические, экономические и стратегические центры: Ярославль, Кострома, Плёс, Нижний Новгород, Макарьевский монастырь, Васильсурск, Свияжск, Казань, Самара. А как они величественно смотрятся с реки! Вспомним, что главный фасад любого речного поселения смотрел на водную дорогу, которая во времена их основания была главной.

Вдоль рек воздвигал народ богатырские

Храмы, сёла и города.

Мирским поклонимся и монастырским:

В трудах и молитвах Русь молода.

После выхода под парусами из Нижнего Новгорода и при движении вниз по Волге нас первым встречает буквально исторического масштаба село Великий Враг, где на крутом откосе возвышается деревянный храм, упомянутый ещё при походах Иоанна Грозного. Здесь в Казанской церкви он оставил в подарок молитвенник. Рядом знаменитая Зимёнковская гора, с которой ещё в 1914 году творческий подвижник и фотограф Максим Дмитриев сделал фотоснимок. Эпический вид с этой же горы на Волгу и Казанскую церковь послужил мне фоном для фигурной композиции «Звон колокола». Эта картина приобретена архимандритом   Кириллом Покровским (ныне митрополитом) и передана в Нижегородское женское епархиальное училище.

Здесь церковь над Волгой, холмистые горы,

Здесь белые чайки вершат свой полёт;

Здесь колокол дивный объял все просторы,

Он русское сердце к молитве зовёт.

До 10.000 км путешествий по водным российским просторам я высчитывал и испытывал чувство восхищения этой арифметикой, но, когда этот рубеж миновал, и интерес пропал. Творческий багаж накапливался, и это было намного важнее для работы, выставочной деятельности и воспоминаний. Но иногда было обидно, когда одно путешествие следовало за другим и происходило наслоение впечатлений и как следствие – вымывание предыдущих памятных событий и творческих образов-задумок. Бежим под парусом. Меняются берега, ветер играет с облаками, волнами, даже с нашими парусами. Опытные яхтсмены знают, как играть с ветром, когда он совсем утихнет, пугают: «…сейчас включу мотор!» и, удивительно, ветер, встрепенувшись, набирает силу и наполняет паруса.

Облака плывут, как фуги,

В шуме леса строй анданте.

В темпе скерцо волны, струги,

Формы, звуки, память, даты.

Последние четыре года к нашим походам подключились моя дочь Мария и её муж Евгений. И наши творческие парусные пленэры обрели новые импульсы и воплощения. Маша, как отважный боец, смело берёт большие форматы и, удивительно, но справляется, что на пленэре чрезвычайно сложно: солнце двигается, состояние меняется, ветер «парусит» большой формат. Евгений обрёл замечательные качества, которые можно получить, только работая на природе. Художник на пленэре максимально мобилизуется, вдохновленный поэтическими образами, настраивает ритмы своей души в резонанс с мелодичными аккордами симфонического звучания живой природы.

Художникам здесь благодать и простор:

Явите же чудо творения,

Тому, кто откроет свой внутренний взор,

Дано будет свыше прозрение.

            Планами нужно делиться осторожно. Но экспедиции необходимо готовить заранее и тщательно. Вот уже составлен график маршрута. Солнце освещает речные просторы, согревает наши сердца, волнует романтические души. Ветер поднимает волну и приглашает парус в дружеский поход.

Да здравствует парус наш белый и смелый.

Вперёд уноси нас по рекам Руси!

Сердце в груди сжимает особое чувство… знакомое всем художникам, охотникам и путешественникам.

Отдать швартовы! Поднимем свой флаг.

На утренней зорьке опять в поход.

Крутой бейдевинд, галфвинд и бакштаг

Помчит по волнам, по лазури вод.

 

Заряд внутреннего пробуждения

 

Из нижегородских творческих союзов наиболее близким и дружественным к художникам является Союз писателей. Эта дружба давняя и имеет свою богатую историю.

Особые грани и смысл наши творческие и личные взаимоотношения приобрели с той поры, как возглавлять Нижегородскую областную организацию Союза писателей России стал Валерий Сдобняков. Выставки художников в помещении Союза писателей стали постоянными. Кроме того, на обложках литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» регулярно размещаются картины нижегородских и московских художников. Создателем и главным редактором этого журнала также является Валерий Сдобняков.

Моя личная дружба с Валерием началась давно, ещё до становления его в руководстве Нижегородской областной организации. Поэтому наши отношения являются искренними и душевными в своём истоке, не завися от перемены статуса.

Первая встреча произошла в музее А.С. Пушкина и развивалась на творческой основе: он попросил меня сделать дизайн обложки журнала «Вертикаль ХХI век», что я и сделал с большим удовольствием. Художественное решение впитало в себя духовный смысл слова «вертикаль», вырастающий из лучших традиций святоотеческой и современной литературы, и давало возможность на обложке размещать картины художников или другой визуальный материал.

Ныне Союз писателей размещается на Скобе, на древнейшем месте Нижнего Новгорода, рядом с также древнейшей исторической площадью перед Ивановской башней Кремля с нынешним названием «Площадь Народного единства». Это поистине легендарное место, где произошло историческое воззвание Козьмы Минина к нижегородцам с призывом подняться на защиту Отечества во время Великой Смуты начала XVII века от иноземных интервентов и продажной семибоярщины. В руки земского старосты Минина попала призывная грамота Патриарха Гермогена, которая поразила его сердце болью за поруганное Отечество, зажгла созидательный огонь высокого патриотизма. И маховик истории освободительного движения закрутился.

            Судьба Патриарха Гермогена в последние годы его жизни переросла в великий подвиг служения Отечеству. Отказавшись от сотрудничества с польскими интервентами и боярами-предателями, готовых присягнуть польскому ставленнику на русское царство, он в возрасте 82-х лет был заточён в Чудов монастырь и через 9 месяцев погиб от голодной смерти. Но до конца жизни несгибаемый Патриарх через доверенных людей рассылал грамоты по всей Руси с призывом к патриотам земли русской и всему народу встать на защиту Православной веры и истерзанного войнами и смутой государства.

Смута в России… Семнадцатый век.

Войны, разруха, лжецарство.

Патриарх Гермоген, заточённый навек,

Взывает спасти государство.

 

Архистратиг, окрылённый с небес

Волей Господней, трубою

Увещевает потоки словес,

Ведёт патриаршей рукою.

 

Грамотой сей воспылала душа,

Минин взывает к народу.

В едином порыве, отчизне служа,

В боях отвоюют свободу.

Без созидающей воли свыше не обойтись в разрешении столь глобальной смуты. Нижегородское ополчение, переросшее во всенародное движение, проходило под покровительством иконы Казанской Божией Матери, чудесно обретённой в городе Казани ещё во времена служения там молодым священником будущего Патриарха Гермогена, благословившего защитников Отечества 1612 года именно этой чудотворной иконой. Празднование этой святыни 4 ноября совпадает с празднованием «Дня Народного единства». И было решено к этому событию разместить в Союзе писателей картину «Патриарх Гермоген», написанную мной к 400-летию освобождения Руси от Смуты.

Художники и писатели, как родственные души, понимают, что картины с такой внутренней концепцией создаются не для украшения стен заведений, они изначально несут заряд внутреннего пробуждения и патриотического порыва.

 

© 2012, Нижегородская писательская организация Союза писателей России

Top Desktop version