Нижегородская писательская организация Союза писателей России

ВАЛЕРИЙ СДОБНЯКОВ. ИСКРЫ ПОТУХАЮЩИХ КОСТРОВ

<

«ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» – № 49, 2016

            Из прозаических произведений, публикующихся в этом номере журнала, в первую очередь отмечу рассказы Владимира Карпова (Москва) «Уруй! Айхал России! Уруй! Айхал Китаю! (Или «Билет в китайское метро»)» и «Минерал № 1». Произведения писателя давно полюбились читателям, и мы с радостью продолжаем наше творческое сотрудничество. Тут же хочется обратить внимание и на раздумья Сергея Овчинникова (Тула) «Жемчужниково». Очерк, написан неравнодушным, страдающим сердцем. «Мы сберегли свою цивилизацию после чудовищного поражения, выстояли на краю, ведь нам при Ельцине уже грозила судьба вавилонян, ассирийцев, древних египтян, мидийцев, кхмеров, этрусков, ацтеков и майя... Спасибо сельским бабам и мужикам, которые продолжали пахать нашу землю на свой страх и риск, иногда даже себе в ущерб. Спасибо нашим рабочим, врачам, учителям, медсестрам, которые ходили на работу в девяностые почти без зарплаты. Спасибо тем русским писателям, которые двадцать лет выпускали свои книги без гонораров, не скатившись в ернический модернизм, дешевое развлекательство, пошлость, русофобию и порнографию. Спасибо нашим спортсменам, которые продолжали защищать российский флаг. Спасибо военным, ученым, конструкторам, разведчикам, государственным деятелям, которые не предали Родину, не опустили рук, не сбежали за границу с деньгами, военными секретами».

Отмечу и притчу «Подарки» сербской писательницы Душицы Миланович Марики. Это новый автор «Вертикали. XXI век». Будем следить за творчеством Марики.

Поэзия в номере представлена стихами Сергея Муратова (Дзержинск) и Елены Сапрыкиной (Москва).

Уверен, что публицистические работы Петра Краснова (Оренбург) «Два вопроса крепостного права» и В.В. Чкаловой, Р.И. Чарыкова «13 секунд до гибели лётчика-испытателя В.П. Чкалова» не пройдут мимо внимания наших читателей. К тому же в статье о прославленном русском лётчике приводятся интереснейшие документы, хранящиеся в специальных архивах и не доступны большинству исследователей и краеведов. К сожалению, Валерия Валерьевна, дочь Валерия Павловича, не дожила до этой публикации, которую в окончательном виде подготовил её супруг Рэм Иванович Чарыков.

В начале 2016 года редакция торжественно отметила 15-летие со дня выхода первого номера. Следующая книжка «Вертикали» будет пятидесятая по счёту. Двум этим датам предназначено начало публикации моей книги «Искры потухающих костров». Сразу три главы (2003, 2004, 2005 годы) помещены на страницах 49-го выпуска.

Эти записи, которые в полном смысле этого слова не являются дневниками — это всё-таки в большей степени деловые заметки для памяти (чтобы не забыть о произошедших  встречах, о сделанном, чтобы помнить о предстоящем деле и не упустить, не потерять в текучке задуманное) — я начал вести не случайно. Ещё тогда, когда только наметилась идея издавать альманах «Вертикаль», я уже понимал, что это будет делом всей моей оставшейся жизни, о котором (придёт такой час, наступит срок) нужно будет написать воспоминания или даже историю создания.

                Теперь пройден довольно большой путь с невероятным количеством трудностей, разочарований, предательств, душевных терзаний, но и встреч с замечательными, талантливыми, неравнодушными людьми, истинными патриотами Отечества. Именно поэтому, после долгих сомнений, я всё-таки решил обнародовать эти записи, отражающие (далеко не полно, пунктирно) историю журнала «Вертикаль. ХХI век». Многие десятки людей (писателей, художников, учёных, предпринимателей, политиков и т.д.) оказались вовлечены в орбиту журнала. Имена многих из них появляются на страницах моей книги.

Безусловно, в заметках есть и история нижегородской литературной жизни за этот период, но только в той её части, которая соприкасалась или как-то влияла на жизнь журнала. Очень надеюсь на благоразумие своих друзей и соратников (мнение недругов меня совсем не интересует), которое не позволит им обидеться на какие-то эпизоды, нашедшие отражение в записях. Всё-таки, правда и достоверная история превыше всего. Не будь этих сложностей в наших взаимоотношениях – разве можно было бы объяснить, сколь трудно делается всякое искреннее и нестяжательное дело во благо России, её истории и культуры.

Ну и главное состоит в том, что мы эти трудности с любовью в сердце преодолели, оставшись и соратниками, и друзьями, а для меня вы все ещё и одна из самых главных драгоценностей в жизни.

Итак, первые три главы («Капля воды камень точит», «Блаженнее давать, нежели принимать», «В мире скорбни будете…») увидели свет в этом номере.

Наш давний автор, кандидат юридических наук Анатолий Пафнутьев (им написаны две книжки – «Литературная мозаика» и «О русской литературе», изданные нашим издательством «Вертикаль. XXI век»), представил на суд читателей новый цикл своих заметок, посвящённых творчеству А.С. Пушкина. На этот раз автор размышляет над такими произведениями классика, как «Каменный гость», «Цыгане», «Моцарт и Сальери». И мне кажется, что это получилось у А. Пафнутьева захватывающе интересно. «На первый взгляд в дуэльном поединке Пушкин – Дантес Бог был на стороне Дантеса: пуля барона попала в поэта и погубила его, пуля Пушкина попала в металлическую пуговицу одежды Дантеса и, срикошетив, лишь ранила его.

                Бог был на стороне Дантеса?..

                В действительности промысел Господен надо видеть в следующем. Не мог Пушкин убить человека, хотя бы и Дантеса (он и не убил его). Далее: не мог Пушкина убить русский человек – его и убил француз.

                В этом и нужно видеть, в нашем случае, промысел Господа».

Заслуженный артист России А.В. Мюрисеп публикует большую статью «А.Д. Улыбышев в контексте отечественной театральной культуры». Александр Дмитриевич Улыбышев (1794 – 1858) в С-Петербурге на государственной службе проходит путь от коллежского регистратора (низший, 14 класс в табеле о рангах) до действительного статского советника. В те же годы редактирует ряд столичных изданий. Однако нам он интересен как один из первых русских музыкальных критиков. В 1830 году А.Д. Улыбышев выходит в отставку и поселяется в имении Лукино, в пятидесяти верстах от Нижнего Новгорода. С этого времени его влияние на местную культуру имеет значительное влияние. Деятельность Александра Дмитриевича оставила у нижегородцев добрую память.

Продолжаем мы и публикацию новых заметок о. Евгения Юшкова из книги «Последняя тетрадь». Новые случаи из жизни прихожан дают повод для выводов священнику, который в начале следующего года будет отмечать своё восьмидесятилетие.

В конце номера статьёй «Как избавиться от клеветы и ненависти?» редакция отвечает на ложь Евгения Богачкова, которую он распространил в своём материале, опубликованном в еженедельнике «Литературная Россия».

 

© 2012, Нижегородская писательская организация Союза писателей России

Top Desktop version